Муниврана Горан: Европе нужен иной подход к коучингу

Муниврана Горан

 Как мы уже писали ранее, Университет Сплита в сотрудничестве с ITTF запустил программу обучения для игроков в настольный теннис и тренеров, основанный на коучинге.  Доцент Муниврана Горан, кандидат экономических наук и руководитель программы исследования, ответил на пару вопросов относительно новой формы обучения спортсменов.

 

- Какова ваша цель в данной образовательной программе? Зачем и как вы пришли к этому?

- Идея о создании данного проекта пришла довольно естественно – как логическое продолжение моего пути в настольном теннисе. В детстве я играл в национальных соревнованиях (для кадетов и юниоров), сейчас же я – ученый и доцент в университете. Я был частью семьи настольного тенниса почти всю свою жизнь, участвуя в ней на нескольких ролях – как участник, как тренер, как организатор, ученый, преподаватель… Тут невольно задумаешься о том – что можно сделать для тенниса, который столько дал мне?

Как бывший игрок и тренер, приложивший массу усилий во время игровой и тренерской практики и лично испытывавший трудности при попытке сочетать обязанности ученика, а позднее - студента, со спортивной карьерой, я хорошо знаком с проблемами, с которыми, в свою очередь, столкнулись игроки и тренеры. Это трудно – жить и играть за клуб в одном месте, а учиться в другом за сотни километров. Я едва справлялся с этим в свое время – что же делать тем, кто часто меняет клубы и страны, и, вместе с тем, пытается получить нормальное образование в университете без ущерба для учебы и занятий спортом?

Правда, разница моего времени и того, что есть сейчас, в технических возможностях: тогда не было таких возможностей общения, которые предлагает технологический прогресс сегодня. Это дало мне надежду и идею для помощи тренерам и игрокам, предоставлении возможности получить образование, которой не было у меня.

Итак, моя личная и профессиональная цель (а различать эти два аспекта мне по-прежнему трудно): дать ребятам возможность получения образования – знания и формальную степень, необходимые им для взрослой жизни.

 

- Кто занимался вместе с вами разработкой проекта?

- С самого начала мы занимались это вместе с Программой развития ETTU, Развития и обучения ITTF, ITTF Sports Sciencе и Медицинским комитетом.

С самого начала зарождения и развития идеи большой вклад внесли люди из ETTU: вице-президент Иво-Горан Муниврана, генеральный секретарь Ричард Скрутон, менеджер по развитию Невен Гегнар; очень помог бывший президент ITTF Адам Шарара, заместитель генерального директора Гленн Теппер, директор департамента образования Полона  Ченовин Сушин и мой дорогой друг и коллега – Миран Кондрич

 

Я думаю, что они известны всем, кто интересуется настольным теннисом, и могу сказать точно, что без их поддержки и участия проект никогда бы не пришел к данной фазе.

Конечно, это всего лишь верхушка айсберга: проект предполагает участие большого количества людей – как и вовлеченных в настольный теннис, так и занятых в смежных областях деятельности.

 

- Как прошло все с обучением по программе на хорватском языке?

- Пилотная программа принесла в целом удовлетворительные результаты, и, что самое главное – бесценный опыт.  Она была развернута в 2014/15 году для учащихся из Юго-Восточной Европы, которые говорили на хорватском или похожем на него языках. Благодаря Адаму Шараре проект получил поддержку ITTF, состоящую в совместном финансировании стипендии в первый год обучения для 9 студентов. Всего было зачислено 12, и большинство из них – бывшие или настоящие игроки своей национальной сборной. Самым громким именем среди них можно назвать ракетку №2 в мире, Тамару Борош.

Знания, полученные нами в ходе пилотной программы, помогут нам и сейчас, когда проект растет в геометрической прогрессии, выходя на интернациональный уровень.

 

- Каковы цели программы?

- Как я уже говорил – предоставить возможность для игроков и тренеров приобрести профессиональные навыки в настольном теннисе – и высшее образование без вреда для профессиональной карьеры. Есть, конечно же, и другие задачи – например, сделать качественное обучение доступным для как можно большего количества членов общины настольного тенниса, помочь спортсменам найти свое место после завершения спортивной карьеры и т.д.

Больше всего я горжусь тем, что нам удалось создать основу для крупного международного сотрудничества между людьми, объединенными настольным теннисом, но представляющих разные страны, культуры. Не все готовы внести вклад в этот проект, конечно же, но я все же считаю, что проект очень важен. Он демонстрирует единство семьи настольного тенниса, ее способность выполнять огромные проекты за счет собственных сил и ресурсов.

 

- Одной из причин запуска проекта было помочь тренерам и игрокам, которые проводят большую часть времени в дороге. Как вы проводите лекции и экзамены?

- Программа обучения проводится в основном с использованием дистанционных методов обучения по системе «Moodle». Но и классический/стандартный способ преподавания также задействован – хоть и в меньшем масштабе – для некоторых отдельных дисциплин.

Большинство уроков проводятся в режиме онлайн, а методические материалы доступны в PDF-формате, записаны на аудио/видео либо же доступны в физическом формате в университетах, с которыми мы сотрудничаем.  Экзамены устные через скайп или «Moodle», есть письменные тесты в интернете, а также возможность сдачи в стандартном режиме – с присутствием студента в устной, письменной или практической форме. Также, мы практикуем и комбинированный способ – сочетание обоих методов.

 

- Кто может стат участником Сплитской программы?

- Все, кто закончил высшую или среднюю школу – или же ее эквивалент в своей стране – и обладают хоть какими-то навыками игры в настольный теннис или же тренерским опытом по крайней мере на протяжении четырех лет. Это – необходимые условия для успешного участия в некоторых практических дисциплинах нашего курса.

 

- У вас большой списокпреподавателей. Вы можете выделить какие-то определенные имена?

- Наши преподаватели – профессора из различных университетов по всему миру; все они либо обладают той или иной ученой степенью – либо поразительным практическим опытом, и, конечно же, так или иначе связаны с настольным теннисом.  Мы собрали их из более 20 университетов/академий/институтов из 16 стран мира.

Я не думаю, что было бы правильным выделять кого-то из них. Хотя, безусловно, есть те, кто заслуживает отдельного упоминания как видные деятели нашего вида спорта или научного сообщества. Но и в компетенции остальных преподавателе не стоит сомневаться. Также, некоторые из них обладают и большими профессиональными навыками в настольном теннисе: это бывшие игроки уровня сборной, тренеры, ученые и исследователи или же другие участники в жизни настольного тенниса.

Также, я хотел бы добавить, что мы всегда рады принять в коллектив преподавателей всех тех, кто связан с настольным теннисом, обладает некоторым количеством академических достижений, профессиональной компетенцией, но упустил шанс стать частью преподавательского состава с самого начала. Если они думают, что могут внести вклад в проект, предоставив свои экспертные знания в одном или нескольких курсах в рамках учебной программы.

 

- Вы сотрудничаете с другими вузами или спортивными организациями?

- Как я упоминал ранее, мы сотрудничаем с более чем 20 учреждениями, задействованными в проекте прямо или косвенно через лекторов, которых выделили для этого, также, в зданиях некоторых из них, вероятно, будут проходить некоторые практические части программы.

Я хочу подчеркнуть, что, когда проект только начинался, уже тогда было ясно, что без сотрудничества не обойтись. Значительная часть сообщества будет обязательно привлекаться/вовлечена. По моему мнению, не обойтись без патронажа ITTF и ETTU, и, конечно же, помощи аккредитованных ВУЗов, без которых не получить диплом об окончании высшего образования.

 

- Из чего состоит программа бакалавриата?

- 32 дисциплины + профессиональная практика на базе коучинга + финальный проект. Из 32  дисциплин, объединенных в 19 учебных направлений на основе общих спортивных дисциплин и смежных областей науки (анатомия, физиология, спортивная дисциплина, спортивная психология. Педагогика и т.д.), 9 из них являются узкоспециализированными по настольному теннису, рассматривая спорт не только с научной точки зрения, но и с практической и тренерской. Есть также 4 дополнительных дисциплины, которые учащиеся выбирают из представленного списка как общих, так и специализированных курсов.

Так что, это междисциплинарная учебная программа, охватывающая основы теоретических и практических знаний в области прикладной кинезиологии/спортивной науки и смежных научных дисциплин, и, кроме того, также добавочные знания из некоторых видов спорта, специализированных навыков коучинга с научной точки зрения.

 

- Какие преимущества для европейского настольного тенниса предоставляет программа?

- Проект не является некоей волшебной палочкой, которая по своему мановению прокачает европейский настольный теннис и позволит нашим игрокам на следующих же соревнованиях прекратить азиатское доминирование за теннисным столом. Для меня это – долгосрочный процесс, Европа должна постепенно возвращать себе былое величие и стать по-настоящему сильной. Во время этого ей придется отказаться от некоторых старых привычек, найти новые пути развития, более современные, и даже изменить что-то в тренерской практике. 

Сейчас ведь все изменилось. Необходим более грамотный и научный подход к тренерской работе, если мы хотим выпускать игроков мирового класса на постоянной основе. Мы постоянно конкурируем с огромным количеством других видов спорта, и, поэтому, довольно трудно привлекать новых игроков. Мы точно не можем рассчитывать на постоянную базу из детей, как Китай. Критерии отбора, способ тренировки должны быть научно обоснованы – и сами тренера должны быть в состоянии реагировать на требования и задачи, которые ставит перед ними коучинг. Только в этом случае Европа может переломить ход событий и говорит о том, что европейский настольный теннис имеет будущее.

Одна новая образовательная программа естественно не может сотворить чудо. Однако я уверен, что высокий уровень образования наряду с постоянным личным совершенствованием тренеров в процессе «непрерывного обучения» - это залог успеха. Поэтому, мы говорим не просто о формальном получении диплома/сертификата об образовании. Мы говорим о необходимости постоянного вклада в знания, как способе получения официального и добровольного образования.

Поскольку коучинг сейчас – основа для развития нашего вида спорта, я считаю необходимым вложение усилий и средств для дальнейшего развития наших тренеров и повышения уровня коучинговой культуры в Европе. Это нелегко, займет время, но это – единственный верный путь.

Из того что я видел, ETTU недавно сделал шаг вперед в этом направлении и проводит ряд тренерских обучающих мероприятий/семинаров по всей Европе в последнее время, поэтому, я считаю, что они хорошо осведомлены о проблемах, упомянутых выше и, очевидно, вкладывают массу своего времени и ресурсов для развития коучинга в Европе. И я верю, что этот проект может обеспечить хорошую поддержку для их усилий в этом направлении.

Я тоже надеюсь, что ETTU и ITTF будут поддерживать этот глобальный проект образования, так как образование тренеров имеет решающее значение для долгосрочного успеха любой национальной ассоциации. Я думаю, что это будет большим подспорьем для проекта, если они хотя бы разместят рекламу нашего проекта на своих сайтах, , поддержат своих лучших тренеров и игроков стипендиально или каким либо другим образом, чтобы снизить некоторую часть наших расходов по программе.

Я верю, что этот проект заслуживает внимания, и я надеюсь, что мы можем использовать его в качестве инструмента для продвижения уровня коучинга в Европе на благо нашего вида спорта.


Автор: Галина Потапова
Источник: ETTU

Поделитесь статьей в соцсетях:

Ссылки по теме:

Открытый Чемпионат России, основная сетка, мужчины: результаты
Открытый Чемпионат России: три японских спортсменки в полуфинале!

Комментарии

Написать комментарий: